KVADRAT.UA
Портал настоящих музыкантов
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
Меню:
Наш опрос:
Кто Вы?
Всего ответов: 54
Новости:
Математика и музыка.
21:53
Математика (греч. – знание, наука). Математика - царица всех наук, символ мудрости. Красота математики является одним из связующих звеньев науки и искусства.
   Слово "музыка” (греч. - искусство муз), значит искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, искусство.
   Между математикой и музыкой размещается вся творческая духовная деятельность человека.
   В Греции музыка играла  важную роль в общественной и личной жизни людей. Музыке придавалось государственное,  значение. В Древней Греции развивалась также музыкальная теория и музыкальная эстетика. Пифагор и пифагорейцы научно сформулировали ряд акустических законов музыки. Древнегреческое музыкально-теоретическое учение оказало большое воздействие на развитие европейской науки о музыке.

В Средневековьи музыка была столь же научной, как живопись Ренессанса.

Культ глаза в Ренессансе – общеизвестный факт; он знаменует возрождение античной культуры, как культуры преимущественно визуальной, обживающей эйдетику пространства. Похвальное слово глазу можно найти у всех у всех идеологов новой культуры. Окрыленный глаз, избранный Альберти своей персональной эмблемой, может служить символом всего Ренессанса.
Но культ глаза не был бы столь программным, если бы ему не противостояла мощная традиция, – тем более сильная, что не всегда была осознанной. Зримое противопоставлялось слышному – будь то музыка или слово>. Фичино учил, что глаз открывает истину, а слух – только усваивает. Слову отказывают в прежней силе. Но главное острие гносеологического культа глаза направлено, хотя и не всегда явно, против музыки. Даже в ней вскрывается зримая пластическая основа: «пляски и все изгибы тел сводятся к жесту, который есть корень музыки». Мусический род искусств уступает пластическому.

Дело в том, что пифагорейское учение, что мир устроен тем же способом, «которому впоследствии стала подражать лира», (учение о музыке сфер) нашло себе благодатную почву именно в умонастроениях средневековых ученых. С раннего Средневековья музыка вошла в разряд математических наук, что и позволило им проскользнуть в новом обличье в систему средневековой учености. Математика же, преданная естественнонаучным интересам, была изгнана из системы средневековой культуры. Закон императора Феодосия гласил: «Никто да не советуется с математиком или гадателем». В кодексе Юстиниана в разделе «О злоумышленниках, математиках и тому подобных» говорилось: «Само же достойное осуждения искусство математики воспрещается совершенно». Только то соображение, что музыка, в отличие от прочих наук, прямо сносится с «моральной способностью», позволило ей приютить математику во время гонений на античную культуру. Этот факт подчеркивал, например, выдающийся энциклопедист средневековья Беда Достопочтенный: «Польза от музыки велика, удивительна и очень совершенна, раз она осмелилась войти во врата церкви. Ведь ни одна из наук не осмелилась войти в пределы церкви, кроме музыки». Математика выжила в образе музыки, празднующей в начале средневековья свой новый расцвет.

Классификация музыкальных дисциплин, установленная в это время Боэцием и разделившая музыку на мировую, человеческую и инструментальную, прошла через все средневековье. «Мировая музыка» выражает все ритмы мира: пропорции во вращениях небесных сфер, соотношения времен года, порядок стихий и элементов – всю организация мира во времени. «Человеческая музыка» (ритмика человеческой жизни) отражает этот всепроникающий мировой поток в «микрокосм» человеческого тела. В отличие от античной «музыки сфер», это – нововведение средневековья, смысл которого был совершенно внятным для современников Боэция: «А что такое человеческая музыка, знает каждый, кто углублялся в себя». И только «инструментальная музыка», призываемая сделать два первые ее рода слышными, оставалась музыкой в нашем смысле этого слова. 

Необычайно место музыки в системе средневекового знания. В новоевропейской системе наук, упорядоченных по степени конкретности их предмета, сразу после абстрактной и безвидной логики идет арифметика числовых отношений, которая через наглядность геометрии выходит на конкретное естествознание (астрономию, физику, химию)[5]. Придавая числовым отношениям визуальную определенность, именно геометрия со времен Возрождения соотносит математику с астрономической и, далее, с физической картиной мира. Однако в Средние века арифметические абстракции математики конкретизировались – на первом шаге к чувственному миру – не в геометрии, а в музыке. Свою первичную наглядность математика находила в музыке, прямо переводящей вселенские ритмы в число. Сначала она обретала акустическую и только затем визуальную внятность. Именно так представляли себе назначение музыки все средневековые теоретики: предмет музыки – от Августина до Царлино – это звучащее число[7]. Если в Новое время между математикой и собственно физикой размещается – наполняя эмпирическим содержанием чистые математические структуры – оптическая астрономия, то в Средние века «средней между математикой и естественными науками», по словам Царлино, была музыка.

Таким образом, в средневековой систематике знания музыка приобрела примерно то же значение, какое Новое время отвело астрономии. Последняя входила (наряду с музыкой, арифметикой и геометрией) в состав квадривиума оставаясь притом прикладной дисциплиной, занятой разработкой календарей, – чистой «хронометрией». Доносить же истину космоса до каждого человека призывалась музыка. Музицировать значило «отображать» движение космоса (чья статическая форма являлась небесным глобусом) в звучание инструментов или в движения человека, настраивая его в лад с теми космическими ритмами, каким подражает лира. Неудивительно, что среди наук музыку ставили на первое место равным образом и Рабан Мавр, и Фома Аквинский: «она занимает первое место среди семи свободных искусств и является наиболее благородной отраслью человеческого знания»

Только в 15 веке немецкий теоретик Адам из Фульда выступает с предложением отдать «небесную музыку» математикам, а «человеческую» – медикам, оставив за музыкантами лишь «инструментальную», слышную ее разновидность (она же включала вокальную). Слышал ли кто когда-нибудь «человеческую музыку»? – вызывающе спрашивает Грохео. Вопрос назревший: на склоне средневековой культуры, уже миновавшей апогей своего развития, триединство музыки не может далее устоять перед всеобщей культурной дифференциацией.

В «Трактате о соизмеримости или несоизмеримости движений неба» Николая Орема спор геометрии (начала иррационального, но зато визуально внятного знания) и арифметики (начала рационального, целочисленного, но становящегося все менее наглядным) решает, по существу, судьбу музыки как науки. «Кто удостоит меня взглядом, – спрашивает Арифметика, – если мои числа нельзя применить к небесным движениям? И если Музыка сводит числа к звукам, то почему Астрономия не может привести их в согласие со своими движениями? …Итак, наша милая дочь, сладчайшая Музыка, лишилась бы небесной чести…». Этот трактат, вскрывая  всю сложность вопроса, оставляет его до конца нерешенным, однако в своем знаменитом учении о «конфигурации качеств» Орем фактически решает его в пользу геометрии. «Движения неба» изымаются из компетенции музыки и переводятся в веденье астрономии.

Крупнейший математик итальянского Возрождения Лука Пачиоли исключает музыку из числа математических наук и заменяет ее оптикой, мотивируя это тем, что глаз является более благородным и действенным орудием познания, чем ухо.

Получив космос гармонически выверенным, математики продолжили дело средневекового мироведенья, но уже в оснащении иных, оптических инструментов. Прислушиваясь к обещанной древними «гармонии мира», Кеплер еще успевает вывести из гармонических пропорций Солнечной системы законы «Новой астрономии», первым «поверив гармонию алгеброй». Но музыка исключается из содружества наук. «…В ближайшем будущем, – писал Кампанелла в «Городе Солнца», – ожидают изобретения подзорных труб, при помощи которых будут видимы скрытые звезды, и труб слуховых, посредством которых будет слышна гармония неба» [ Тут замечательно не столь убеждение в объективном существовании мировой музыки, сколь забвение того обстоятельства, что еще совсем недавно космические гармонии озвучивали трубы органа  Это метафорический цикл завершает М. Марино: И разве не есть наш мир эта разбитая о Землю партитура?.

Нужно видеть, как беспощадно расправляется с обломками этой партитуры Леонардо да Винчи. «Производит ли звук трение небес?» – так ставит он вопрос о музыке мира: это, оказывается, проблема трения. Совершенно гладкое тело, учит опыт, при трении не производит звука. Следовательно, если звездные сферы совершенно гладки, то они не звучат. Допустим обратное: сферы не идеально гладкие и трутся о «материю неба». Но трение, как известно, шлифует. Тогда за огромное время, прошедшее от сотворения мира, сферы должны отполироваться. Так что же вы мне рассказываете? Да если бы они даже издавали звучание, то как бы оно могло распространяться в безвоздушном пространстве эфира ?

Это и есть отныне знание. Пытая материю символа, Леонардо находит, что она никуда не годится: Пифагор, Птолемей (а заодно грядущие Герике и Кеплер) излишне доверчивы к преданиям.

Казалось бы, неслышная чувственным ухом гармония мира не более парадоксальна, чем невидимая, бесконечно удаленная «центральная точка» его возлюбленной «перспективы». Телесному опыту она не дается, но именно ее актуальность придает визуальную определенность и смысловую насыщенность всем видным точкам мира. Но строй очевидностей изменился необратимо.

У школьников обычно складывается впечатление, что математика занимается исключительно числами и измерениями. Однако, на самом деле, математика – это нечто гораздо большее, чем просто наука для счетоводов и кассиров. Скорее, математика имеет дело с логикой и качественными связями между понятиями.

Программа и имеющееся в распоряжении учителя время не всегда дают ему возможность останавливаться на уроках на многих важных и интересных вопросах элементарной математики, и, поэтому, необходимость внеклассной работы очевидна.

Цель проекта «Математика и музыка» показать, как математика подчиняет своим законам окружающую действительность, в частности, показать значение математики в развитии музыки. Основы музыкальной грамоты заложил Пифагор, тот самый древнегреческий математик, философ, астроном, с теоремой которого учащиеся знакомятся в 8 классе. Проект «Математика и музыка» отражает вопросы, касающиеся научных открытий Пифагора: теория гармонии чисел, теория музыки, открытие лечебного эффекта музыки.

Для проведения проекта был задан основополагающий вопрос «Зачем нужна математика музыке?» На первом этапе проводилось обсуждение вопроса. Ребята выдвигали свои версии. Учитель, в свою очередь знакомит учащихся с высказывание Пифагора, что математика – божественная наука, т. к. математика демонстрирует точный метод, которым Бог установил и утвердил Вселенную. Таким образом, учитель наводит учащихся на необходимость познакомиться с открытиями Пифагора и создает проблемы:

1.Как понимать слова Пифагора «Все есть число»?

2.Какая связь между Пифагором и Бахом?

3.Как можно лечить музыкой?

В итоге формируются три группы:

Первая группа знакомится с учением Пифагора о гармонии чисел. Подобранный ребятами материал очень интересный и увлекательный. Согласно теории Пифагора, числа обладают абсолютной властью над всеми событиями, над всеми живыми существами, а значит, учащиеся высказывают предположение, что числа правят музыкой. В ходе решения поставленной проблемы, учащиеся знакомятся с основами нумерологии, узнают о «волшебных числах». По результатам исследований учащихся первой группы был создан буклет «Все есть число».

Учащиеся второй группы знакомятся и изучают вклад Пифагора в развитие музыки. Ребята получают консультацию у учителя музыки школы, знакомятся с произведениями И. С. Баха, который первым продемонстрировал достоинства темперированного строя. На уроках труда ребята изготовили первый музыкальный инструмент Пифагора – монохорд. На защите проекта они демонстрировали открытия Пифагора с помощью данного инструмента. По итогам исследования была выполнена презентация «Что общего между Пифагором и Бахом?»

Ребята третьей группы исследовали целебные свойства музыки. Одним из тех, кто первым научно объяснил целебный эффект музыки, был …Пифагор, утверждавший, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и вследствие этого восстанавливает в организме человека гармонию. Прослушивание подобранной классической музыки, исполнение отдельных произведений учащимися позволило присутствующим на себе ощутить влияние музыки на ум, тело и внутреннее состояние души. Весь собранный материал ребята поместили на страницах буклета «Как можно лечить музыкой?»

По всему проекту учащиеся выполнили веб-сайт «Математика и музыка». На страницах сайта учащиеся разместили информацию о проекте, биографию Пифагора, вклад Пифагора в развитие музыки, интересные факты, связанные с жизнью Пифагора, список информационных ресурсов, сведения об авторах. После проведения проекта в сайт была добавлена страница «Зачем нужна математика музыке?», на которой помещены ответы учащихся на основополагающий вопрос.

Защита проекта проходила в оформленном музыкальном классе. В классе был установлен компьютер и проекционная система, на доске написаны слова А. С. Пушкина

« …О, сколько нам открытий чудных,

Готовит просвещенья дух:

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг…»,

а также висели портреты Пифагора, И. С. Баха, а также высказывания Пифагора «Само мудрое – это число», «Где нет числа и меры – там хаос и химеры», «Музыка – величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать».

Большую помощь в проведении проекта оказал учитель музыки Ларина Людмила Михайловна. Она очень грамотно помогла разобраться и объяснить учащимся второй группы вклад И. С. Баха в развитие музыки, помогла подобрать им для объяснения произведения Баха, «лечебную» музыку. В результате проведения проекта было сказано пожелание учащимися учителю музыки о создании электронного альбома «Музыкальная медицина», в котором записана различная музыка и указано когда ее необходимо слушать.

Существует профессиональная заповедь – учитель имеет право учить до тех пор, пока учится сам. Работая по проектной методике, я сама узнаю что-то новое, интересное и увлекательное, побуждаю своих учеников к творчеству и, тем самым, раскрываю их способности. Использование проектной методики формирует у учащихся серьезное и стойкое желание учиться, вызывает у них деятельность, которая приносит им самые положительные эмоциональные переживания, удовлетворение их интересов, развивает их, вселяет веру в свои способности и радость, и гордость за свои успехи.

Да, проектная методика многому меня научила, а главное быть ближе к детям, уметь понимать их. Я хочу пожелать всем коллегам новых педагогических находок, творческого и новаторского характера, ясную мысль.

Просмотров: 2959 | Добавил: AdmiN | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новости форума:
  • Конкурс для музыкантов! (2)
  • Представьтесь... (1)
  • Наши друзья:
    Первый международный Баннерный Шлюз - Все о рекламе в интернет Ukrainian eMule Server
    KVADRAT.UA All Rights Reserved.
    Designet by "BannerTechnologies"
    Хостинг от uCoz